Содержание:
Суицидальные мысли среди подростковЭтапы суицидального поведения у детей
Мотивы подросткового суицида
Факторы риска
Особенности детского суицидального поведения
Группы риска
Диагностика суицидальных рисков подростка
Карта риска подросткового суицида
Метод незаконченных предложений
Как помочь подростку с суицидальным поведением
Куда звонить, если подросток совершил суицид
Куда обратиться, если заподозрили у подростка суицидальные мысли?
Литература
Подростковый суицид — бич наших дней в Санкт-Петербурге. Суицидальное поведение среди подростков в возрасте от 13 до 21 года за последние годы фиксируется всё чаще. Количество детских суицидов с летальным исходом за последнее десятилетие по оценкам ряда статистических агентств выросло в два раза, а смертность в результате добровольного ухода из жизни среди подростков в Ленобласти занимает четвёртое место по своей причинности. Чаще дети умирают только от онкологических заболеваний, в результате инфицирования или из-за получения травм, несовместимых с жизнью.
Катастрофически печальная статистика подростковых суицидов в Санкт-Петербурге, к величайшему сожалению, не предел, если верить прогнозам экспертов. Подростки всё чаще и чаще задумываются о фатальном способе решения своих детских проблем. А это значит, что сейчас время каждому родителю задуматься о психическом здоровье своего ребёнка и, возможно, обратиться за помощью к специалистам при необходимости.
Команда нашего центра всегда готова прийти на помощь тем, кто жаждет бороться за свою семью и жизнь своего ребёнка.
Суицидальные мысли среди подростков
Детско-подростковый суицид, суицидальные мысли среди подростков крайне опасны, с одной стороны, в силу своей непредсказуемости в силу незрелости личности, и, с другой стороны, в силу своего стремительно развивающегося характера. Ребёнок ещё не успевает толком ощутить жизнь, как вдруг задумывается о сведении счётов с ней — это действительно страшно. Чтобы не терять детей, нужно заниматься профилактикой подросткового суицида. И для начала стоит попытаться разобраться в типах суицидальных мыслей.
А. Беку, который много времени и сил отдал исследованию темы подросткового суицида, считал, что стоит различать следующие формы такого деструктивного поведения среди подростков.
Он выделял:
- Пассивные суицидальные мысли. Такое поведение носит скорее характер размышлений, нежели планов. Пассивные суицидальные мысли могут звучать так: “Вот не будет меня, вот тогда-то все поймут”, “Может не стоит мне жить”, “Заснуть бы и не проснуться”. Важно! Проходить мимо такого поведения не стоит. Тот факт, что подросток пока вынашивает только пассивные суицидальные мысли, отнюдь не означает, что он никогда не перейдёт к фатальной стадии.
- Активные суицидальные мысли. Такие суицидальные мысли связаны с планированием ребёнком собственной смерти. Подросток может проговариваться о своих планах: “Как только смогу, покончу с собой”, “Вот шагну скоро с крыши, тогда отдохнёте от меня”, “Выпрыгну из окна и не будет Вам на меня стыдно”.
Нужно понимать один момент: суицидальные мысли не обязательно носят перманентный характер. Ребёнок может раз-два сказать что-то про планируемый суицид и потом уже только осуществить свой план. Не стоит пренебрегать тем, чем делятся с близкими людьми подростки. Какая-то на первый взгляд случайная фраза может быть криком о помощи!
Этапы суицидального поведения у детей
Психиатры, специализирующиеся на подростковых суицидах в СПБ, склонны разделять суицидальное поведение среди детей и подростков на три этапа:
- Первые шаги к подростковому суициду ребёнок делает во время пресуицидального этапа. В этот период зачастую сходятся в какой-то одной точке два критических фактора: предрасположенность к суициду и травмирующий фактор. Так подросток оказывается в состоянии психической дезадаптации. Ну и следом остаётся один шаг до мыслей о суициде. И, как гласит статистика, дети этот шаг на этом этапе делают в 40 процентах случаев. Статистика пугает!
- Дальше наступает этап реализации суицидальных намерений. На этом этапе ребёнок уже планирует свой уход из жизни, изучает информацию, решает, как он покончит с собой. Подросток может написать своё предсмертное послание близким или кому-то ещё, а может и решить уйти, никому и ничего не объяснив. И последнее встречается всё чаще и чаще, что свидетельствует о том, что подростковая суицидность приобретает, как бы это чудовищно и страшно не звучало, осознанный характер. Дети всё чаще выбирают действительно смерть, а не эффектное действо с целью манипулирования окружающими. Завершается этот этап реализацией задуманного — суицидом.
- Третий этап наступает не всегда и не для всех. Если второй этап привёл к летальному исходу, то тогда покончившего жизнь самоубийством ребёнка ждёт только могила, а его родных страдания, оплакивание потери. А вот если попытка суицида не увенчалась “успехом”, то наступает третий этап — постсуицидальный период. На постсуицидальном этапе подростку предстоит как лечение в физическом плане, так и психологическая, психиатрическая терапия и реабилитация.
Задача ближайшего окружения подростка поймать проблему на первом этапе, если уж беда подступила, — на предсуицидальной стадии.
Мотивы подросткового суицида
Ведущий отечественный психиатр-суицидолог Тихоненко В.А., работая над темой профилактики подросткового суицида, выделил пять видов мотиваций суицидального детско-подросткового поведения:
- Крик о помощи. Призывные суицидальные реакции часто носят показательный характер. Подростки в таких случаях попытку суицида используются в качестве рупора, чтобы докричаться до кого-то. Так за криками “Смотрите! Я могу уйти из жизни!” на самом деле стоит призыв “Помогите мне!”.
- Протест. Протестные подростковые суицидальные акты направлены на то, чтобы показаться кому-то — зачастую родителям, что они неправы. Так дети стараются, по сути, наказать тех, кого считают виновными в своём том или ином несчастье.
- Избегание. Желание убежать, как форма подросткового суицида, встречается часто. Ребёнку ошибочно кажется, что у него есть только один способ избежать негативного разрешения какой-то ситуации, уйти от наказания — убежать. Убежать из жизни.
- Самонаказание. Подростки с такой мотивацией наказывают себя за что-то. Например, дети-наркоманы наказывают себя за то, что вынесли какие-то ценные вещи из дома, навредили близким людям, нанесли урон здоровью родителей, братьев или сестёр.
- Отказ. В этом случае отказаться от жизни подросток решает из-за каких-то причин, которые, по его мнению, не совместимы с дальнейшим существованием. Это может быть смерть родителей, тяжёлое заболевание, невозможность по каким-либо причинам выполнять свою привычную роль в социуме.
Факторы риска
Родителям детей-подростков крайне полезно знать, какие события в жизни семьи в целом или их ребёнка в частности могут являться факторами риска подростковой суицидальности.
К таким факторам относятся:
- Генетические, биологические причины. Исследования показывают, что склонность к самоубийству вполне себе может передаваться по наследству.
- Психолого-психиатрические факторы. Наличие в анамнезе ребёнка психо-неврологических заболеваний, психологических проблем.
- Социально-средовые аспекты. Это может быть развод родителей, смерть отца или матери, отсутствие семьи в целом и т.п.
Особенности детского суицидального поведения
Специфика детского, подросткового суицидального поведения заключается в том, что оно может развиваться куда более стремительнее взрослого. И это объяснимо простыми физиологическими процессами.
Психика ребёнка, как и его организм в целом, развиваются, но ещё не развиты. У подростков ещё слабо выработано ощущение ценности жизни и нет на физиологическом уровне чувства того, что смерть — это необратимый процесс. Не выработано ещё это у детей по одной простой причине, которую старшее поколение называет “жизни они ещё не видели”.
Складывается чудовищный парадокс: отчасти из-за того, что подросток жизни ещё не видел, он может её уже и не увидеть, потому что не научился пока осознавать ценность этой самой жизни.
Что это значит? А это значит, что на помощь ещё не выросшему человеку должен прийти взрослый, взрослая зрелая личность.
Группы риска
Решить добровольно расстаться с жизнь может любой подросток. Однако психиатрами выделены особые группы риска по подростковому суициду:
- Подростки, ставшие жертвами насилия (физического и психологического).
- Подростки, употребляющие алкоголь и наркотические вещества.
- Склонные к депрессии дети.
- Подростки, у которых в анамнезе уже имеются попытки суицида. Дети из данной группы должны быть на особом контроле во имя их же жизни.
- Дети с плохой успеваемостью.
- Особо одарённые дети. Не только двоечники могут быть в группе риска, но и тотальные отличники.
- Беременные девочки-подростки.
Помочь не совершить фатальную ошибку детям из этих групп — естественная обязанность окружающих их взрослых людей.
Диагностика суицидальных рисков подростка
Проблема подростковых суицидов, к сожалению, имеет многолетнюю историю. За это время клинические психологи и психиатры вывели своеобразный чек-лист, по которому можно заметить в поведении ребёнка суицидальные наклонности.
Чек-лист диагностики суицидальных рисков для детей и подростков выглядит следующим образом:
- Уход в себя.
- Капризность.
- Агрессивность.
- Депрессия.
- Проблемы с аппетитом.
- Снижение успеваемости.
- Проблемы со сном.
- Смена компании. Причём не только в оффлайне, но и в онлайне. Поэтому важен разумный родительский контроль за действиями ребёнка в интернете.
- Изменения в отношении внешнего вида.
- Неожиданное дарение своих вещей кому-то.
- Словесные предупреждения о желании покончить с собой.
Три ответа “да” — это уже для родителей серьёзный повод насторожиться. Хотя внимательно присмотреться к своему ребёнку стоит уже после одного положительного ответа по данному тесту.
Карта риска подросткового суицида
Анализируя личность на предмет подросткового суицида и составляя карту риска, в СПб и Ленобласти ведут анкетирование по следующим пунктам:
- Наличие или отсутствие в анамнезе попытки суицида.
- Наличие или отсутствие в семье суицидентов.
- Смерть близкого человека.
- Семейное состояние родителей: в браке или разведены.
- Имеет ли место быть безнадзорность.
- Имеет ли место быть какая-либо конфликтная ситуация: с родителями, с одноклассниками, с иным окружением.
- Звучат ли от подростка слова о самоубийстве.
- Анализ степени доверчивости личности.
- Анализ степени решительности.
Метод незаконченных предложений
На первый взгляд банальный, но на самом деле действенный метод диагностики родителями подросткового суицида на начальной стадии — это метод незаконченных предложений.
Нужно предложить подростку продолжить следующие предложения:
- Завтра я …
- Наступит день, когда …
- Когда я окончу школу, …
- Я хочу жить, потому что …
Получив ответы от подростка, нужно проанализировать, есть ли в его вариантах продолжения предложений мысли о ценности жизни или же наоборот звучит отсутствие ценности жизни.
Как помочь подростку с суицидальным поведением
Чтобы предотвратить подростковый суицид, мало заметить в поведении ребёнка что-то тревожное, волнующее. Нужно приложить усилия для того, чтобы избежать трагедии:
- Заметить ощущение обречённости, незащищённости и беспомощности ребёнка.
- Принять тот факт, что не только какой-то чужой абстрактный подросток, а свой собственный ребёнок может быть склонен к суициду.
- Постараться выяснить, какая же на самом деле забота нужна подростку.
- Начать учиться слушать и слышать своего ребёнка. И сдерживать свой гнев, когда ожидаемого уровня коммуникации не случилось с одного-двух раз.
- Одёнуть себя в своих привычках и/или желаниях спорить с ребёнком в сложном психологическом состоянии. Не стоит доказывать что-то в стиле: “Да другие гораздо хуже тебя живут”.
- Начать открыто, но мягко, склоняя подростка к доверительному разговору, спрашивать: “Ведь ты же не допускаешь мысли о суициде?”
- Не выбирать и не навязывать за подростка разрешение его проблемы. Не использовать фраз вроде: “Да ты не думаешь так на самом деле!”
- Аккуратно вывести ребёнка на разговор о чувствах близких ему людей: “Ты думал о том, что нам будет больно, если тебя не станет?”
- Постараться дать надежду, подкрепив её чем-то существенным. Здесь важно не встать на путь обмана ребёнка!
- Не оставлять подростка с суицидальным мыслями одного.
- Обратиться за помощью к специалистам.
О проблеме подросткового суицида в Санкт-Петербург можно поговорить с психотерапевтами и психиатрами анонимно. В нашем центре понимают, насколько важна конфиденциальность, когда дело касается таких щепетильных вопросов.
Профилактика подросткового суицида — этот всегда в первую очередь забота родителей. И, как бы это сурово не звучало, часто именно поведение родителей подводит подростков к опасной черте, хотя и далеко не каждый родитель имеет мужество признать это. Но жизнь своего ребёнка — это всё-же весомый повод для взрослого человека честно признаться себе в чём-то.
Куда звонить, если подросток совершил суицид
Любой человек, который стал свидетелем трагедии, может сообщить про подростковый суицид по единому телефону “Службы спасения”:
- Номер телефона — 112.
О суициде в подростковой среде также можно и нужно сообщить по телефонам:
- Номер телефона скорой медицинской помощи — 103.
- Номер телефона полиции — 102.
Важно! С мобильного телефона вызов номеров экстренных служб доступен даже при нулевом балансе.
Куда обратиться, если заподозрили у подростка суицидальные мысли?
В связи с тем, что суицид в подростковой среде становится всё более и более тревожной проблемой, часто родители вроде как и подозревают, что с их ребёнком что-то не то, но не знают, что делать и куда обращаться. Ведь всегда в голове пульсирует мысль: “А вдруг ошибаюсь? Вдруг зря подозреваю своего ребёнка? Вдруг просто слишком накручиваю себя?”
Когда речь идёт о подростковом суициде, лучше перестраховаться и лишний раз обратиться за помощью к профессионалам — в наш центр в Санкт-Петербурге, например, чем потом кусать локти, когда будет поздно.
+7 (812) 325-71-10
Литература
- Что нужно знать родителям о подростковых суицидах. — Департамент образования города Москвы, 2020.
- В.П. Джереми, М.Х. Райан, Преодоление суицидальных мыслей у подростков. — Издательская группа “Весь”, 2024.
- Е.П. Чернигова, О.П. Ворсина, Суицидальное поведение детей и подростков: Методические рекомендации. — Иркутск, 2014.
- В. Илюшин, О причинах суицидального поведения, признаках подросткового суицида и методах работы с детьми, имеющими суицидальные наклонности. — Скифия, 2021.