1. Лечение персонализировано.
Соответствие организации лечения и характера вмешательств индивидуальным потребностям пациентов является решающим условием эффективной помощи. Для нормализации самочувствия, восстановления трудоспособности, семейных отношений и социального функционирования используются консультирование, детоксикация, реабилитация, противорецидивная терапия и даже социальная поддержка. Эти подходы могут носить как последовательный этапный, так и комбинированный характер и реализоваться различными технологиями (медикаментозной, психотерапевтической, социально и духовно поддерживающей). По мере улучшения состояния и стабилизации ремиссии медикаментозные подходы постепенно замещаются психосоциальной поддержкой. При этом в кризисные периоды акценты терапии могут меняться, а в случае рецидива возобновляться в прежней последовательности.
2. Лечение доступно.
Пациент имеет возможность получить консультативную и терапевтическую помощь в день обращения. Это важно, поскольку из-за неустойчивых мотиваций любые задержки, связанные с предоставлением помощи, снижают шансы на привлечение больного к терапии. Большинство людей страдающих зависимостью испытывают желание прекратить употребление, продолжая при этом амбивалентно относиться к необходимости лечения. Поэтому, независимо от того обусловлены ли мотивации негативными или позитивными жизненными обстоятельствами, лечение должно быть предоставлено незамедлительно. Необходимо использовать любой повод обращения за медицинской помощью для максимально эффективной поддержки стремления пациента к отказу от употребления ПАВ. Ценник на услуги – в среднем диапазоне Санкт-Петербурга. Предоставляемые услуги кроме доступности являются эмоционально привлекательными для больных, а терапевтическая среда - максимально дружелюбна.
3. Эффективное лечение не ограничивается решением проблем, связанных только с употреблением ПАВ.
Терапия охватывает различные аспекты функционирования пациента - медицинские, психологические и социальные. Последовательность или одномоментность терапевтических вмешательств в отношении выявленных проблем определяется их выраженностью и содержанием. Например, острая коморбидная психопатология или угрожающие соматические заболевания предполагают оказание неотложной помощи, в то время как начало противовирусной терапии ВИЧ инфекции или гепатита С может быть отложено до полного купирования симптомов отмены и стабилизации состояния больного.
Острые стрессовые реакции и жизненные неудачи в периоде ремиссии рассматриваются как кризисные состояния с необходимостью вмешательства либо в виде психологического консультирования, либо, в отдельных случаях, в виде превентивной госпитализации.
4. Индивидуальный план лечения постоянно корректируется в соответствии с меняющимися потребностями пациентов.
Терапевтические вмешательства могут представлять собой различные комбинации медикаментозных и психосоциальных форм поддержки, с учетом возрастных, гендерных и культуральных различий. Динамические характеристики терапии предполагают не только разную интенсивность усилий, но и их различное содержание на разных этапах и уровнях болезни.
Так, например, при лечении алкогольной зависимости на этапе синдрома отмены акцент делается на биологическом аспекте, в то время как психологический уровень (коррекция личностных реакций, формирование трезвеннических мотиваций) и уровень социальный (занятость, взаимоотношения с окружающими) временно отступают на второй план. На этапе неустойчивого равновесия (именуемом в отечественной наркологии «постабстнентным синдромом»), после относительной стабилизации физического состояния, акценты смещаются на мотивационно-поддерживающую психотерапию, а в последующем на противорецидивную психо- и фармакотерапию. На реабилитационном этапе медикаментозное воздействие ограничивается сопутствующими психическими расстройствами и возможностями специфического лечения отдельных видов зависимости, в то время как решение социальных проблем пациента может стать критически значимым. Гендерные аспекты наркологического лечения предполагают учет конкретных потребностей женщин во время беременности и в период ухода за ребенком.
5. Адекватная длительность лечения является одним из ключевых условий его эффективности.
Являясь хроническим рецидивирующим заболеванием аддиктивное расстройство предполагает вероятность неопределенно длительного лечения с возможностью его многократного возобновления в случае обострения. Пациенты в процессе терапии могут прогрессировать с разной степенью успешности, поэтому не существует установленной продолжительности лечения. И уж конечно, длительность терапии не является самоцелью. Хотя отказ от продолжения терапии сам по себе является результатом, преждевременное прекращение лечения остается одним из главных препятствий на пути повышения его эффективности. Приверженность больного лечению зависит не только от его собственных характеристик, но и от условий проведения терапии, от поддержки со стороны близких и от способности клинициста к созданию терапевтического альянса. Даже в условиях вынужденного выбора терапии в качестве альтернативы уголовному наказанию, с соответствующими режимными требованиями, критически важной является постоянная мотивационная поддержка больного. Несмотря на то что результаты часто выглядят пропорциональными адекватной продолжительности лечения, не следует абсолютизировать значимость этого показателя в ущерб краткосрочным интенсивным мотивационным и поведенческим вмешательствам, которые часто оказываются не менее эффективными, чем долгосрочные лечебно-реабилитационные программы.
6. Консультирование (индивидуальное и/или групповое), также как и другие поведенческие технологии, имеет важнейшее значение для эффективной терапии химических аддикций.
Эти подходы, кроме повышения мотивации через постоянную фиксацию достижений, призваны обучать навыкам, препятствующим возобновлению употребления. Поведенческая терапия способствует улучшению межличностного функционирования и расширению репертуара эффективного решения проблем. Она также помогает справиться с рецидивом, если он происходит.
При использовании групповых методов консультирования или поведенческой терапии необходимо учитывать риски деструктивной индукции со стороны отдельных участников подобных встреч, особенно в подростковых группах. Консультантам и терапевтам необходимо контролировать эти процессы, по возможности их не допускать и уметь противостоять любой негативной динамике в группе.
Идеальной целью противорецидивных психосоциальных технологий является замена аддиктивных реализаций конструктивной деятельностью с вознаграждающими эффектами.
7. Использование лекарственных средств - важнейший компонент терапии.
Первостепенная значимость медикаментозной терапии является неоспоримой при передозировках и тяжело протекающих синдромах отмены.
Использование налтрексона и налмефена принято считать достаточно эффективной стратегией поддержания ремиссии, особенно в случаях сочетания опиоидной и алкогольной зависимости.
Дисульфирам, цианамид и акампросат применяются для сохранения ремиссии при алкоголизме, в то время как налтрексон, налмефен и топирамат призваны облегчить переход от избыточной алкоголизации к контролируемому употреблению.
Кроме того, пациенты с тяжелыми формами аддикции часто злоупотребляют несколькими препаратами, что также приходится учитывать при подборе медикаментозных схем терапии.
8. Терапия сопутствующих аддиктивной патологии психических расстройств интегрирована в общую схему лечения.
Распространенная практика использования психотропных средств в терапии химических аддикций обусловлена широкой представленностью сопутствующих психических расстройств среди лиц, злоупотребляющих ПАВ. Принято считать, что пациенты с коморбидной психопатологией составляют не менее половины больных наркологических клиник.
Применение психотропных средств (антидепрессантов, транквилизаторов, стабилизаторов настроения, нейролептиков) всегда обосновывается двойным диагнозом с сопутствующими проявлениями депрессии, тревоги, биполярного расстройства или шизофрении. Коморбидные психические расстройства осложняют наркологическое лечение, при этом недостаточно полная их диагностика, ограничивающая терапию рамками аддиктивного расстройства, ухудшает прогноз.
9. Детоксикация является лишь первым этапом лечения зависимости.
Между тем успешное завершение детоксикации, призванной обеспечить безопасное преодоление синдрома отмены, для многих является прологом долгосрочных успехов последующей терапии. Терапевтические подходы, обозначаемые как детоксикация, в реальности используют различные протоколы постепенного снижения дозы действующего вещества (при опиоидной и бензодиазепиновой зависимости) или его замещения (при алкогольной зависимости). Терапия повышает условия безопасности для пациента и обеспечивает наиболее эффективные и экономичные варианты проведения лечения.
10. Программа лечения предоставляет возможность для выявления ВИЧ, гепатитов В и С и других инфекционных заболеваний, а также обеспечивает консультирование по этим проблемам.
Лабораторная диагностика ВИЧ и вирусных гепатитов является рутинной практикой. При этом проводится пост-тестовое консультирование по результатам исследования. В рамках пост-тестового консультирования, в случае положительного результата, с больным обсуждаются конкретные действия, связанные с верификацией лабораторного заключения и последующим консультированием у инфекциониста для решения вопроса о необходимости противовирусной терапии. Пациент снабжается телефонами и адресами соответствующих служб, призванных оказывать помощь людям с инфекционной патологией.
11. Лечение наркомании является длительным и часто требует нескольких курсов.
Возврат к употреблению возможен как в процессе терапии, так и после его успешного завершения, в том числе, после продолжительного периода воздержания.
Пациенты должны быть информированы о возможности рецидива заболевания и необходимости в этом случае максимально быстрого возврата к терапии. Игнорирование того факта, что рецидив является частью процесса выздоровления приводит пациентов к пессимистической оценке своих ресурсов, перспектив и возможностей лечения. Такая практика противоречит требованиям о предоставлении научно обоснованных медицинских услуг, затрудняет сам процесс лечения и ухудшает его конечные результаты.
В результате снижается уровень удержания пациентов в лечебных программах и формируются представления о низкой эффективности наркологического лечения в целом.
Итак:
Выбор метода лечения обусловлен его научно доказанной эффективностью и экономической доступностью, соответственно, в Институте практической медицины пациент получает персонализированную эффективную комплексную терапию, включающую физикальное и инструментальное обследование, лабораторную диагностику, индивидуальное и групповое консультирование, терапию неотложных состояний, терапию на этапе детоксикации, противорецидивную терапию, поддерживающую психотерапию, включающую как директивное вмешательство, так и когнитивно-поведенческую терапию, тренинги копинг-стратегий, групповую психотерапию, вмешательства межличностной и внутриличностной направленности.
Проводится обязательное консультирование членов семьи и дистанционное психологическое сопровождение ремиссии. Родственникам пациентов предлагается участие в терапевтических группах.
Обращайтесь.
Информация проверена экспертом

Некрасов Юрий Александрович
Главный врач, психиатр-нарколог,опыт работы 28 лет в 2022 году и тысячи спасенных жизней